Что такое IP-телефония и как она работает

Операторы мобильной и стационарной связи обычно предлагают своим пользователям заманчивые условия для звонков «внутри сети», однако когда речь заходит о связи с далекими городами и зарубежными странами, стоимость таких услуг может серьезно ударить по кошельку. Впрочем, решение данной проблемы уже давно существует, и называется оно «IP-телефония».


Это технология голосовой связи, в которой для разговоров используются компьютерные сети, сетевые коммуникационные протоколы и специальные технологические методы. Говоря простыми словами, для звонков используется Интернет (либо локальная сеть, для связи внутри компании или предприятия), что делает их стоимость ощутимо меньшей.


История развития IP-телефонии

Датой первого появления технологии можно считать 1993 год. Именно тогда американец Чарли Кляйн создал уникальную в своем роде программу под названием Maven, которая позволяла транслировать голос через Интернет без задержек. В 1994 году Maven внедрили в одну из первых программ видеосвязи CU-SeeMe от Macintosh и успешно реализовали совместный с NASA проект трансляции звука и видео во время полета космического челнока Endeavor.


В 1995 году компания VocalTec вышла на глобальный потребительский рынок с приложением Internet Phone для Windows. Благодаря использованию всех передовых на то время технологий (перекодировка цифровых сигналов, использование кодеков и протоколов маршрутизации), уровень задержек и потери качества значительно снизился. Остальные компании мгновенно оценили перспективность рынка и начали работать над собственными аналогами.


А 1996 год считается официальным днем рождения IP-телефонии. VocalTec совместно с Dialogic (крупный производитель софта для телефонии на PC) запустили действительно революционный проект – Internet Telephone Gateway. Их целью стало объединение обычных телефонов с возможностью звонков по IP-сетям. Об успешности идеи говорит тот факт, что уже спустя год использование этой технологии на стандартных телефонах стало привычным делом.


Примечательно, что одной из первых стран, в которой был введен в эксплуатацию шлюз для IP-телефонии, была Россия. Произошло это в ноябре 1996 года.


Основные понятия

Когда речь заходит об IP-телефонии, часто используются термины, которые могут быть не особо понятны для обычного человека. Давайте разберемся в них вместе.


  • Шлюз – это устройство, являющееся «посредником» между телефонной линией и компьютерной сетью, то есть он выполняет функцию их сопряжения.
  • IP-сети – это система взаимосвязанных подсетей, обеспечивающих взаимодействие автономных систем, которые в свою очередь объединяются при помощи маршрутизаторов.
  • VoIP – это технология передачи голоса по Интернету и/или компьютерным сетям. Определение очень схоже с IP-телефонией, однако ключевым отличием является тот факт, что в VoIP передача данных не обязательно должна быть связана с общением людей. То есть VoIP может применяться, например, для видеонаблюдения, онлайн-трансляций в Интернете и т.д.
  • SIP – это протокол управления сессиями, который поддерживает передачу голоса, мультимедийных данных, мгновенных текстовых сообщений и т.п. В VoIP он может отвечать за соединение и разъединение абонентов, а также реагировать на происходящие изменения в режиме реального времени (например, включая переадресацию).

Принципы работы IP-телефонии

В традиционной телефонной связи, где единственной целью является непосредственный разговор между абонентами, за соединение отвечает специальная телефонная станция. То есть существует выделенное соединение, при помощи которого голос передается по телефонной линии. Однако голосовая связь через интернет работает иначе.


Первым делом телефонный сигнал передается на шлюз. Если сигнал не цифровой, то обязательно происходит процесс его оцифровки. После чего данные сжимаются, разделяются на пакеты и передаются в конечную точку при помощи протокола TCP/IP. В этой точке IP-пакеты декодируются, чтобы абонент-получатель слышал оригинальный сигнал (голос).


Все операции происходят практически одновременно, потому пользователи не замечают каких-либо задержек или прерываний звука. Впрочем, существуют и плохие провайдеры, у которых все еще сохраняются подобные проблемы. Качество связи так-же зависит от скорости и надежности подключения пользователей к интернету.


В зависимости от способа осуществления связи, IP-телефонию можно поделить на следующие виды:

  • Компьютер-компьютер - самый простой вариант, который требует наличия специальной программы (Skype, SIPNET и т.п.) и работающей гарнитуры для компьютера;
  • Компьютер-телефон - практически ничем не отличается от предыдущего способа, за исключением того, что один из абонентов не привязан к компьютеру – он пользуется обычным телефоном;
  • Телефон-телефон - кроме отдельных сервисов, услугой IP-телефонии не пренебрегают даже обычные сотовые операторы, что помогает удешевить звонки;
  • Surf&Call - возможность осуществления звонков прямо с сайта, которая часто используется в коммерческих компаниях.


Преимущества IP-телефонии

Главное преимущество заключается в том, что такая связь является выгодной в финансовом плане. Причем как для обычных абонентов, так и для крупных операторов. Технологии сжатия голосовых пакетов позволяют оптимально и без лишних нагрузок использовать мощности телефонных линий, а глобализация доступа к Интернету постоянно увеличивает круг потенциальных потребителей услуги.


На сегодняшний день существует возможность подключать IP-телефонию к своему обычному номеру (стационарному или мобильному). Данная услуга все чаше оказывается на уровне операторов связи. Кроме того, протоколы шифрования обеспечивают высокую безопасность голосового трафика.


Интернет-телефония часто используется в корпоративных сетях. В таком случае функционал связи поддается гибким настройкам и постоянным усовершенствованиям. Наконец, благодаря такой связи, можно звонить не отрываясь от компьютера, что может быть очень весомым фактором для деловых людей.


Наш сервис использует гибридную технологию, в которой применяются как линии телефонной и сотовой связи, так и IP-телефония. Телефонный сигнал передается между странами по магистральным каналам Интернет, а к ним доставляется посредством телефонной связи. Это полностью убирает зависимость от качества подключения к интернету и в отдельных случаях помогает избежать дополнительных расходов. Пользоваться сервисом можно с помощью практически любого телефона.

01.06.2015 09:44:23